|  
 Фильмография:
  1955 Встретимся на стадионе 1956 Во имя счастья
 1957 Случай в пустыне
 1966 Формула радуги
 1966 Путешествие
 1966 Катерина Измайлова
 1966 Душечка
 1966 В городе С
 1968 Служили два товарища
 1968 Деревенский детектив
 1968,1970,1971 Освобождение - киноэпопея
 1968-1981 Кабачок "13 стульев" - фильм-спектакль
 1969 Швейк во второй мировой войне - фильм-спектакль
 1969 Золотые ворота
 1969 Две комедии Бранислава Нушича - фильм-спектакль
 1970 Шаг с крыши
 1970 Баллада о Беринге и его друзьях
 1971 Офицер флота - фильм-спектакль
 1971 Когда море смеётся - фильм-спектакль
 1971 Бумбараш
 1972 Чиполлино
 1973 Эффект Ромашкина
 1973 Умные вещи
 1973 Безумный день, или Женитьба Фигаро - фильм-спектакль
 1973 Анискин и Фантомас
 1974 Рассказы о Кешке и его друзьях
 1974 Одиножды один
 1974 Лев Гурыч Синичкин
 1974 Врача вызывали?
 1974 Андро и Сандро - фильм-спектакль
 1975 Это мы не проходили
 1975 Побег из дворца
 1975 Между небом и землёй
 1976 Фантазии Веснухина
 1976 Ты - мне, я - тебе
 1976 Такая она, игра
 1976 Пощечина - фильм-спектакль
 1977 Пена - фильм-спектакль
 1977 Кто есть кто? - фильм-спектакль
 1977 Кольца Альманзора
 1977 И снова Анискин
 1978 По улицам комод водили...
 1979 Солнце в авоське
 1980 У времени в плену - фильм-спектакль
 1980 Копилка
 1981 Командировка в санаторий
 1982 Семейное дело
 1982 Несколько капель - фильм-спектакль
 1984 Клятва Джантая
 1986 Хорошо сидим!
 1986 Золотая рыбка - фильм-спектакль
 1988 Собачье сердце
 1989 Самоубийца - фильм-спектакль
 1990 Мой муж - инопланетянин
 1991 Портрет мадемуазель Таржи
 1991 Когда опаздывают в ЗАГС
 1992 Отшельник
 1994 Мастер и Маргарита
    |  
ТКАЧУКРоман Денисович
 31.08.1932, Свердловск – 10.01.1994, Москва Народный артист Узбекской ССР (1964)Заслуженный деятель польской культуры (1976)
 Лауреат Государственной премии РСФСР (1977)
 Ташкент Роман Ткачук родился 31 августа 1932 года в Свердловске. Позже он вместе с 
родителями переехал в Ташкент. В те годы Ташкент являлся культурным центром советской 
Средней Азии. В местных театрах ставились интересные спектакли, работали яркие 
артисты. «Заразился» сценой и Роман. В 1955 году он окончил режиссерский факультет 
Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского. А еще 
двумя годами раньше молодой актер начал играть в Ташкентском русском драматическом 
театре им. Горького. Очень скоро Роман Ткачук стал местной знаменитостью, играя как комедийные, 
так и драматические роли. Его героями становились: разбитной хулиган в печальной 
пьесе Зака и Кузнецова «Два цвета», строгий флотский офицер в «Океане» Штейна, 
Фортинбрасс в «Гамлете» Шекспира, Раскольников в Преступлении и наказании» Достоевского. Зрители охотно посещали спектакли с его участием. Один из зрителей тех лет 
Павел Подкладов вспоминает: «Почему-то сразу запомнился лупоглазый, улыбчивый 
паренек с характерным мягким говорком. (Это сейчас он видится мне пареньком, а 
тогда казался просто небожителем!) Актер был до того обаятелен и правдив (театральный 
критик написал бы – органичен), что стоило больших усилий не поддаться искушению 
и не начать с ним диалог из зрительного зала, а то и броситься на сцену как к 
«закадычному приятелю». Он обладал какой-то невероятной привлекательностью, магнетизмом, 
как бы сейчас сказали – харизмой. И был настоящим премьером театра и кумиром многонациональной 
ташкентской публики. Хотя, отмечу без ложной скромности, что в те годы в Театре 
им. Горького работало немало замечательных и даже уникальных артистов. <…> 
…ролями его не обижали. И поклонники вниманием – тоже. После спектакля возле служебного 
входа в театр на улице Карла Маркса всегда толклась уйма почитателей, чтобы хотя 
бы одним глазком лицезреть кумира. Он выходил из театра, не рисуясь, абсолютно 
«без понтов», как говорит нынешняя молодежь. В нем, конечно, угадывалось чувство 
собственного достоинства, но оно было замешано не на высокомерии, а на сознании 
того, что он делает свое дело хорошо, талантливо, без дураков…» В Ташкенте Роман Ткачук отработал десять лет и по праву заслужил звание Народного 
артиста Узбекской ССР. Когда же провинциальные рамки стали тесны для его таланта, 
он перебрался в Москву… Театр Сатиры В 1965 году Роман Ткачук стал актером Московского театра Сатиры. Несмотря на 
звездное окружение, он довольно быстро прижился в коллективе. Одной из первых 
его работ стала роль Присыпкина в «Клопе» Маяковского, затем Ткачук получил роль 
в пьесе Григория Горина «Феномены». Позже были: Свистунов в спектакле «Тень» по 
Салтыкову-Щедрину, садовник Антонио в знаменитой постановке «Женитьба Фигаро», 
Дон Жуан в спектакле «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», Чудаков в «Бане», Полудушкин 
в «Пене», Оргон в «Тартюфе».  Знаменитый Александр Ширвинд, проработавший на одной сцене с Романом Денисовичем, 
так отзывался о нем: «Ткачук раскрылся как яркий характерный актёр, наиболее органичный 
в образах драматического и трагикомического звучания. В его персонажах, будь они 
самодовольные мерзавцы или глупые простаки, всегда звучали нотки лирической грусти, 
тоски и неустроенности». Вершиной творчества Романа Ткачука стала роль Подсекальникова в «Самоубийце» 
Николая Эрдмана в постановке Валенитина Плучека. Вот как описывал об этой работе 
Павел Подкладов: «…смешной и несчастный Подсекальников вызывал массу самых разных 
чувств: и смех, и душевное сочувствие, и жалость. Пожалуй, только в «Самоубийце» 
артисту, наконец, удалось в полной мере проявить свой тонкий лирико-комедийный 
дар. Помнится, я сидел на этом спектакле довольно близко, и до сих пор не могу 
забыть глаза несчастного Подсекальникова, в которых светилось невыразимая безысходность, 
отчаяние маленького человека, которого, как зверя, «гонят весело на номера»…» Кабачок 13 стульев В 70-е годы огромным успехом у зрителей пользовалась юмористическая телевизионная 
передача «Кабачок 13 стульев». Главные роли в программе исполняли артисты Театра 
Сатиры. Среди них блистал и Роман Ткачук. В «Кабачке» Ткачук играл роль пана Владека, 
глуповатого, но обаятельного мужа пани Терезы. Этот образ полюбился не только 
отечественным, но и польским зрителям, благодаря чему актер и был удостоен звания 
заслуженного деятеля польской культуры. Кино Роман 
Ткачук много снимался в кино. Обычно это были роли второго плана, но в каждый 
эпизод он старался вложить какую-то изюминку, что придавало его персонажам особый 
блеск. В памяти зрителей остались: грустный пьянчуга завклубом Геннадий Николаевич 
Паздников в популярной детективной трилогии «Деревенский детектив», «», «И снова Анискин»; суровый, но в то же время немного забавный 
комиссар Заплатин в комедии «»; 
браконьер Егор Егорович Пантюхов в комедии «Ты - мне, я – тебе»; смешной пациент 
Николай Николаевич Персиков в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». В 
активе актера и более серьезные работы: Петр Первый в «Балладе о Беринге и его 
друзьях», генерал-майор Алексей Епишев в киноэпопее «Освобождение».  Особое место в творчестве Романа Ткачука занимают его роли в детских картинах. 
Как известно дети не прощают фальши, и именно на таких фильмах проверяется актерский 
талант. В золотой фонд отечественного кино вошли ленты с участием Ткачука: «Чиполлино» 
(Пес Мастино), «Умные вещи» (Царь), «Рассказы о Кешке и его друзьях» (управхоз 
Яков Григорьевич), «Фантазии Веснухина» (маляр), «Кольца Альманзора» (принц Альдебаран). Последнюю свою роль в кино Роман Ткачук сыграл в экранизации знаменитого романа 
Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Его героем стал швейцар в Грибоедово. 
Однако этой картины актер так и не увидел… Вместе… Люди, близко знавшие семью Романа Ткачука, отмечали, что он просто боготворил 
свою супругу Майю Гнездовскую. Вместе они прожили долгую счастливую жизнь. В конце 
1993 года Майя Гнездовская серьезно заболела. Роман Денисович очень переживал 
по этому поводу. 9 января 1994 года ее забрали из больницы домой, а в ночь на 
10 января Майя Гнездовская умерла. Роман Денисович пережил ее всего на несколько 
часов. Их похоронили вместе на Долгопрудненском (Центральном) кладбище (участок 
№ 77).  Игорь BIN Использованные материалы:Павел Подкладов, «Лучший в мире пан Владек», http://www.peoples.ru
 «Ткачук Роман: «Глупые простаки с ноткой лирической грусти», http://www.tvkultura.ru
 
 |